Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

7 сентября 2023 г. опубликована статья нашего психолога И.Н. Малиновского в газете "Днепровец"

Дата: 25 сентября 2023 в 11:46, Обновлено 25 сентября 2023 в 11:49
Автор: Раева Н. Н.
106 просмотров

О воспитании,Игорь Малиновский, психолог ГУО «Речицкий социально-педагогический центр»:

– Любое воспитание должно иметь регулярный и системный характер, а также четкие цели. Главная его цель, как мне представляется, заключается в формировании полной автономности ребенка, включающей и социально-психологические, и нравственные аспекты.

Так, например, с 2-3-летнего возраста, когда дети уже понимают речь и могут говорить, они должны усвоить правило «убери за собой», то есть они должны выбросить за собой мусор, положить на место вещи, убрать игрушки и т. п. Многие родители в силу нетерпения или любвеобилия к своему чаду делают это вместо него.

К 9-10 годам, когда мозг ребенка созревает для формирования адекватных причинно-следственных связей, а строение тела позволяет манипулировать любыми предметами, ребенок должен быть полностью самостоятелен в бытовом отношении. То есть уметь готовить простую пищу, пользоваться спичками, газовым оборудованием, поддерживать в порядке помещение, планировать свои дела и т. п. Кроме того, ориентироваться в своем социальном окружении, знать, с кем можно вступать в общение, с кем нельзя, различать, что хорошо и что плохо.

К половому созреванию или подростковому периоду (12–15 лет) к уже указанным должны быть сформированы умения по уходу за собой и другими. Полезно, если подростками будет получен опыт заработка или хотя бы сформирована мотивация на самостоятельный заработок. Всему этому детей должны научить родители.

Таким образом, на каждом возрастном этапе ребенок должен выполнять то, что способен в силу своего развития в плане социальных обязанностей и самообслуживания, постепенно, но неуклонно принимая ответственность за свою жизнь, решения, поступки.

Если это положение не осознано родителями, не понято и не принято, то, как правило, практически все ошибки воспитания, допущенные в раннем возрасте, интенсивно манифестируют себя в подростковом. Ведь пубертат знаменуется быстрой перестройкой организма на фоне активизации гормональных систем, что часто дестабилизирует высшую нервную деятельность, ведёт к эмоциональной нестабильности. Это период, когда подросток начинает громко заявлять о своих правах на принятие решений, самостоятельность, по сути, являясь инфантильным и не приспособленным, если должным образом не был воспитан родителями на предыдущих стадиях своей жизни. А перечень прав, на которые претендуют такие дети, ограничивается только свободой развлечений и праздности, так как ничего другого они не смогли усвоить.

Подросток, с детства не приученный к самостоятельности, теперь будет бежать от ответственности всякими доступными средствами. Особенно это касается детей с неуравновешенной нервной системой. У одних из них, тормозимых, возникает страх перед жизнью, так как они ничего в ней не понимают и ничего не умеют, ведь все делалось за них. Поэтому они формируют стратегии избегания, у них низкая мотивация, они не помышляют о создании семьи, реализации профессиональных планов, а требуют только развлечений. Их психика не тренирована, а избалована. Отсюда недовольство миром, который почему-то не выполняет их прихоти. Но ведь мир – это не родители.

Другие, возбудимые, начинают вести целые войны против родственников, качая свои права. Пытаясь получить желаемое, могут идти на преступления, хулиганить, заставлять окружающих выполнять свои прихоти, манипулируя ими либо непосредственно угрожая, если позволяют физическое здоровье и соответствующие психологические качества.

Понятно, что, если ситуация запущена, поведение подростка становится неуправляемым и он живет по принципу «что хочу, то и ворочу», необходимо срочно обращаться к специалисту, который может использовать и порекомендовать родителям в воспитательной практике множество приёмов, суть которых заключается в том, что ребенок должен обязательно столкнуться с конкретным негативным опытом неисполнения конкретных своих обязанностей.

Таким образом, пока родители не поймут, что они делают со своими детьми и какие последствия этих действий будут для них и детей в будущем, любые советы не работают, тем более, когда в 12–15 лет подросток уже во многом сформирован как личность, и перекраивать его на новый лад – занятие крайне тяжелое и зачастую бесполезное. Формирование родительских компетенций на базе научных знаний – единственный выход из проблемы.

ссылка на ситочник  https://dneprovec.by/society/2023/09/22/40578

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.