Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Инновационный проект

Дата: 24 октября 2022 в 09:21, Обновлено 24 октября 2022 в 09:31
Автор: Раева Н. Н.

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гомельского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома

Учреждение образования «Речицкий государственный

социально-педагогический центр»

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма

Речицкого райисполкома

_____________ А.В.Деменчук

_________________ 2017

УТВЕРЖДАЮ

Директор учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»

_______________ П.И.Головко

_________________2017

Инновационный проект

Внедрение модели социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей-воспитателей) на основе использования информационно-коммуникационных технологий

Сроки реализации: 2017– 2020

Руководитель проекта:

Головко Петр Иванович, директор учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»;

8(02340)55049, ул.Чкалова, 48 г.Речица, Гомельской области, 247500, socpedcentr@tut.by

______________П.И.Головко

Консультанты проекта:

Паполамова Анна Федоровна, методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

8(017) 2857853,

ул.Некрасова, 20, г. Минск, 220040,

papalamova@academy.edu.by

__________________А.Ф.Паполамова

Ваккер Наталия Николаевна, старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

8(017) 3311680

__________________Н.Н.Ваккер

Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог высшей категории управления социальной и воспитательной работы ГУО  «Академия последипломного образования», 8(017) 2857853

__________________О.П.Овсянникова

г.Речица, 2017

Информационная характеристика проекта

Название проекта:

Внедрение модели социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей-воспитателей) на основе использования информационно-коммуникационных технологий

Разработчики проекта:

Головко Петр Иванович, директор учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»;

Матемаричева Наталья Владимировна, заместитель директора по воспитательно-реабилитационной работе учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»;

Малиновский Игорь Николаевич, педагог-психолог учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр».

Научное сопровождение проекта:

Паполамова Анна Федоровна, методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломного образования;

Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог высшей категории управления социальной и воспитательной работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Мостовского района»;

учреждение образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»;

государственное учреждение образования «Несвижский районный социально-педагогический центр»;

государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Копыльского района»;

государственное учреждение образования «Рогачевский районный социально-педагогический центр»

Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект:

улица Чкалова, дом 48 , город Речица, Гомельской области, 247544

тел/факс  (802340)55049

е-mail: socpedcentr@tut.by

Сроки проведения инновационной деятельности:

2017 – 2020 годы

Обоснование целесообразности (актуальности) осуществления инновационного проекта

  Выбор темы и содержания проекта обоснованы актуальностью проблемы социального сиротства в стране. Государственная политика Республики Беларусь, как социального государства, направлена на обеспечение права детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье.

Приоритетными задачами социальной политики Республики Беларусь в области защиты детства являются предупреждение социального сиротства, сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства на воспитание данной категории детей, предупреждение вторичного сиротства.

Практика показала, что социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь замещающей семьи эффективна тогда, когда деятельность специалистов, основанная на принципах личностно-ориентированного и семейно-ориентированного подхода, направлена на выявление и оказание помощи в решении проблем, возникающих у профессионального замещающего родителя при восстановлении нормальной жизнедеятельности воспитанника. Оптимизация процесса социализации возможна через создание модели действий не только замещающего родителя, но и всего окружения воспитанника по всем направлениям обеспечения поддержки ребенка, сочетающей педагогические и психологические компоненты, путем изучения и анализа эмпирических данных. Как отмечает Л. И. Божович «как бы ни был хорош педагогический опыт, как бы ни был удачен, основанный на этом опыте, воспитательный прием, он только тогда сможет стать достоянием педагогической науки и широкой педагогической практики, когда он будет изучен и обобщен с учетом закономерностей психической деятельности ребенка».

Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст.32), Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (ст.185). Государственная политика в отношении вопросов воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится по принципу деинституциализации и развития семейных форм их жизнеустройства.

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 № 73-З "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями и дополнениями; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми» с изменениями и дополнениями; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. N 1678 «Об утверждении положения о приемной семье» с изменениями и дополнениями; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 289 «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа» с изменениями  и дополнениями и др.

        Тем не менее, проблема социального сиротства и, как ее прямое следствие, потеря ребенком семьи, остается для Республики Беларусь актуальной. Это обуславливает применение на практике не только традиционных, но и инновационных методов, форм и технологий социальной работы.

В последние годы Интернет стал самым популярным источником информации. Поиск данных в Интернет-сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий расширяются его технические возможности, это влечёт за собой увеличение количества Интернет-аудитории. Современные мультимедийные технологии являются одним из стимулов повышения интереса к самообразованию. К тому же, постоянный онлайн-ресурс дает возможность педагогам и замещающим родителям в любое время изучать все необходимые материалы.

В утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 июня 2013 года Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года отмечается, что основной целью информатизации системы образования Республики Беларусь на современном этапе являются не только создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ, но и формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.

Эффективность взаимодействия при сопровождении замещающих семей в системе работы учреждений образования снижается по причине существенной территориальной удаленности разных учреждений образования. Решить подобную проблему можно с помощью компьютерных технологий, которые позволят решать профессиональные вопросы, обмениваться опытом и повышать свой профессиональный уровень, находясь на любом расстоянии друг от друга.

В учреждении образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр» есть потребность в адаптации и внедрении комплекса мер в рамках модели социально-педагогической поддержки и психологической помощи приемным родителям, родителям-воспитателям в системе работы учреждений образования. Несмотря на планомерно проводимую работу по социально-педагогической поддержке и психологической помощи, приемным родителям (родителям-воспитателям), эффективность взаимодействия при сопровождении замещающих семей в системе работы учреждений образования снижается по причине существенной территориальной удаленности разных учреждений образования. На наш взгляд, решить подобную проблему можно с помощью компьютерных технологий, которые позволят решать профессиональные вопросы, обмениваться опытом и повышать свой профессиональный уровень, находясь на удаленном расстоянии друг от друга.

В Речицком районе по состоянию на 01.01.2017 года функционируют 65 приемных семей, в которых воспитывается 88 приемных детей, и 2 детских дома семейного типа, в которых воспитываются 16 несовершеннолетних детей. Из 65 приемных родителей высшее образование имеют 6 человек (9,2%), среднее специальное образование - 44 человека (67,7%). Из них педагогическое образование имеют 5 человек (7,7%). Из 4 родителей-воспитателей детских домов семейного типа среднее специальное образование имеют 3 человека (75%).  63 родителя (96,9%) работают в должности более трех лет.

В межкурсовой период сопровождение замещающих семей специалистами УО «Речицкий государственный социально-педагогический центр»  осуществляется по следующим направлениям: информационно-просветительское; инструктивно-методическое; профилактическое; информационно-разъяснительная деятельность посредством интернет-технологий; культурно-организационная работа с замещающими семьями; издательско-методическая деятельность; работа по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

С целью повышения профессиональной компетентности замещающего родительства на базе УО «Речицкий государственный социально-педагогический центр» работает постоянно действующее районное методическое объединение приемных родителей и родителей-воспитателей, клуб замещающей семьи «Тепло семьи», первичная профсоюзная организация приемных родителей. Приемным родителям (родителям-воспитателям) оказывается методическая помощь в разработке и реализации планов развития семей и детских домов семейного типа, 4 раза в год проходит заседание психолого-педагогических консилиумов, оказывается консультационная помощь специалистам учреждений образования и замещающим родителям.

Работа специалистов социально-педагогического центра по сопровождению приемных родителей и родителей-воспитателей обеспечивает конструктивное взаимодействие с учреждениями образования, в которых осуществляется образовательный процесс приемных детей, направленное на формирование у приемных родителей (родителей-воспитателей) профессиональных компетенций.          Постоянный онлайн-ресурс даст возможность педагогам и замещающим родителям в любое время изучать все необходимые материалы, касающиеся эффективного воспитания ребенка в приемной семье.

Цель инновационного проекта: повышение уровня профессиональной компетенции приемных родителей (родителей–воспитателей) и педагогов, осуществляющих сопровождение замещающих семей, на основе использования информационно-коммуникационных технологий

Задачи инновационного проекта:

  • изучить нормативные правовые основы социально-педагогической работы с замещающей семьёй;
  • разработать механизм внедрения модели социально-педагогической поддержки приемным родителям (родителям–воспитателям) на основе использования информационно-коммуникационных технологий в социальное пространство региона;
  • определить оптимальные условия для внедрения модели социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей–воспитателей) на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
  • определить оптимальные формы и методы социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей–воспитателей),  социокультурной интеграции воспитанников в общество;
  • обеспечить максимальную возможность семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • создать благоприятные условия для  формирования личности воспитанника;
  • обеспечить приоритетное право проживания ребенка в семье через проведение целенаправленной работы по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи национальных усыновителей;
  • повысить престиж работы замещающих родителей путем позиционирования  семейного опыта приёмных семей и детских домов семейного типа;
  • регулярно готовить публикации в республиканские средства массовой информации по внедрению инновационного проекта.

Новизна инновационного проекта заключается:

  • в реализации нового для педагогической науки комплексного подхода к формированию педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи, рассматриваемой как особая система, которая включает в себя профессионально-педагогические знания и умения, профессионально-значимые личностные качества, способы и приемы реализации деятельности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в объединении посредством Интернет-технологий на общей информационной базе замещающих семей региона и учреждений образования, осуществляющих их сопровождение, что даст возможность повысить качество социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
  • в апробации и внедрении модели с учетом специфики учреждения образования;
  • в разработке и внедрении активных и интерактивных методов работы, способствующих социальной адаптации воспитанников и их законных представителей;
  • в разработке электронной библиотеки, интерактивного практического руководства по созданию «Книги жизни»; подготовке публикаций в средствах массовой информации по внедрению инновационного педагогического опыта на уровне региона, республики.

      Методы работы:

  • теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, социологической, методической, юридической литературы, изучение и обобщение опыта работы социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьи, информирование);
  • эмпирические (тестирование, эксперимент, опрос, анкетирование); диагностические (методики, опросники, шкалы, онлайн-опрос);
  • социальное проектирование посредством Интернет-технологий;
  • анализ эмпирических данных;
  • анализ нормативно-правовых документов по сопровождению замещающих семей.

Формы работы:

  • обучение приемных родителей (родителей-воспитателей) и педагогов учреждений образования использованию ресурсов сети Интернет  в образовательном процессе для участия  в работе сетевого  сообщества;
  • создание сетевого сообщества;
  • группа взаимопомощи;
  • разработка интерактивного практического руководства по созданию «Книги жизни»;
  • осуществление онлайн-консультирования;
  • создание видеотеки замещающих семей;
  • размещение онлайн-тестов для родителей и детей;
  • электронная библиотека;
  • тренинги;
  • обучающий семинар;
  •  мастер-класс;
  • опрос;
  • онлайн семинар-практикум.

             Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

         Семья необходима каждому человеку для полноценного включения в жизнедеятельность современного общества. Воспитываясь в семейных условиях, дети формируют необходимые социальные качества, облегчающие процесс социализации. Отсутствие воздействия одного из самых активных субъектов социализации ребенка – его семьи и родителей, выступающих в качестве первичных агентов социализации, не возмещается посредством других социальных институтов. Это негативно сказывается на личностном развитии ребенка-сироты. Актуальная потребность общества в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стимулирует поиск новых форм, которые могут обеспечить полноценное развитие и воспитание, наиболее приближенное к семейным условиям, что не всегда успешно выполняется в учреждениях интернатного типа. Приемная семья, как одна из форм такого устройства, вносит свой вклад в воспитание и социальную адаптацию таких детей.

             В настоящее время в разных странах мира созданы и действуют различные модели семейной помощи и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако ведущей современной тенденцией выступает сохранение отношений ребенка с его кровно родственной семьей, осуществляющееся через одновременную помощь ребенку, которую он временно получает в замещающей семье, и помощь самой семье в быстрейшем разрешении ее трудной жизненной ситуации.

Знакомство с опытом работы разных стран позволяет исследовать современные тенденции по защите прав детей и использовать этот опыт для объединения усилий в реализации международных программ по профилактике социального сиротства и негативных явлений в семье.

Сохранение семьи как ведущего института позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание как межнациональная идея, способная консолидировать мировое сообщество и стимулировать его самовозрождение.

В разных странах выстраивается своя система работы с семьями, в которых есть риск сиротства, изъятия детей из семьи. Профессиональным сообществом признается общая идея, что разносторонняя поддержка семей с детьми, ранняя профилактика детской безнадзорности, отклоняющегося материнства, социально-педагогическая работа с неблагополучными матерями – способы уменьшения процента изымаемых из семей детей, числа детей-отказников, безнадзорных и беспризорных детей.

Возникновение новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стало благоприятной почвой для научных и практических разработок по усовершенствованию и координации работы с данной категорией семей и детей.

Анализ исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отраженного в работах И. Н. Малиновского, Л. Б. Морозовой свидетельствует, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребности в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности.

             Интенсификация процесса передачи детей-сирот в приемные семьи  наряду с положительным, при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, отсутствии специалистов дает и противоположный эффект: растет число отказов от приемных детей и соответственно их возврат в детские дома, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей после достижения последними совершеннолетия. Закономерно у специалистов возникают вопросы: Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приёмные дети не оказались снова ненужными второй семье? Как помочь приёмным родителям справиться с трудностями, которые их могут подстерегать? Можно ли сегодня повлиять на решение кандидатов в приёмные родители, чтобы спустя годы им не пришлось сожалеть о своём поступке?

             В связи с вышесказанным, очевидно, что проблема индивидуального сопровождения приёмных семей является актуальной. Её решение требует анализа сложившейся ситуации, выявления наметившихся тенденций. Особое значение в этой связи приобретает разработка теории и методики социально-педагогического сопровождения процесса воспитания приемных детей в замещающих семьях.

             О социальных, педагогических, психологических проблемах приёмной семьи написано много.

             В российской психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, А. Я. Варга, Л.Я. Гозман, А. Н. Елизаров,  Л.Д. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как Дж. Браун и Д. Кристенсен, Дж. Боулби, В. Сатир и др. В работах подчеркивается роль семьи в социализации ребенка на всех этапах его возрастного развития, раскрываются формы и методы семейного воспитания, обеспечивающие полноценное социальное становление личности, успешную адаптацию в системе социальных отношений.

             Немало написано и о психологических проблемах детей, находящихся в условиях депривации. Это работы Л. С. Выготского, Й. Лангмайера и З. Матейчика, М. И. Лисиной и др. В них обосновывается необходимость семьи для нормального развития ребенка.

             В последние годы возросло число исследований, в которых рассматриваются вопросы: история призрения детей, оставшихся без попечения родителей (Л.В. Бадя, А. М. Нечаева, М.В. Фирсов и др.); профилактика социального сиротства (Э.К. Бекова, И.Ю. Осипова и др.); воспитание детей-сирот, особенности формирования их личности (И.В. Дубровина, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.); методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (М.А. Галагузова, Т.Н. Поддубная, Е.Н. Рыбинский, Соколова и др.); воспитание детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей (Ж.А. Захарова, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмогорова и др.) и сопровождение замещающих семей (В. Н. Ослон А. Б и Холмогорова, Е. А Брецких и др.).

 Закономерностям становления и итогам первых этапов развития приемной семьи в ее современном смысле слова посвящена одна из первых в России научных монографий – работа В.Н. Ослон «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья» (2006). Научные знания об отдельных сторонах жизнедеятельности приемной семьи представлены в диссертационных исследованиях Пиюковой С.С. (2002); Чернышовой Л.А. (2004); Шукурова Р.А. (2004); Большаковой Л.Н. (2004); Фетисовой О.В. (2005); Цветкова В.А. (2005); Свириденко А.Г. (2005); Матвиенко И.В. (2006); Ивановой М.В. (2007);  Мартыновой Е.В. (2008); Герасимовой Е.В. (2008); Миневич О.К. (2009); Япаровой О.Г. (2009); Курасовой Т.И (2010); Пяткиной Г.Н. (2011); Любимцевой Ю.С. (2012); Серовой Е.В. (2012); Смирновой А.С. (2013) и др.

 Несмотря на то, что большинство из работ отражают общие закономерности воспитания детей в разных видах замещающих семей, педагогические особенности приемной семьи в них, так или иначе, выделяются. Появились и первые работы, в которых объектом педагогического исследования выступает сравнение опекунской и приемной семьи (Н.Г. Рожкова, 2012), что позволяет дифференцировать особенности наиболее полно.

Происходит оформление методологических подходов к исследованию приемной семьи, позволяющих освободить феномен от несвойственных ему признаков и выделить присущие явлению законы и закономерности. Выстраиваются различные теоретические концепции, обеспечивающие более глубокое и всестороннее понимание процессов, происходящих в приемных семьях.

В настоящее время в Республике Беларусь накоплен значительный опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующий анализа и осмысления.

В государстве проводятся научные исследования, и реализуется целый ряд практических мероприятий по деинституционализации системы защиты данной категории детей.

Проблемы сопровождения замещающих семей, социальная роль замещающей семьи анализируются в работах Н.А.Залыгиной, А.П.Лаврович, В.А.Маглыш, Е.Н.Алтынцевой, Г.И.Руденковой, В.С.Мартыновой, Н.Н.Ваккер.

Национальным центром усыновления постоянно периодически публикуются рекомендации по сопровождению приемных семей. Поспелова М.С., Простак Г.Д., Руденкова Г.И. в своих статьях пытаются дать наиболее полное представление о такой форме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья.

Целенаправленная политика, проводимая нашим государством по профилактике семейного неблагополучия, а также развитии различных  форм устройства детей в семью принесла свои положительные результаты: на 1 января 2017 года в интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучается 1735 воспитанников; в 3061приемной семье воспитываются 5029 детей;  в 274 детских домах семейного типа – 1823 приемных детей.

В то же время ряд теоретических и прикладных вопросов и проблем по-прежнему требуют детального рассмотрения и исследования. Анализ литературы и исследований, зарубежного и отечественного опыта убеждает в том, что проблемы, прежде всего, касающиеся методики и технологии социальной работы с замещающей семьёй, сущности и содержания сопровождения приемных родителей и детей, еще недостаточно изучены.

Таким образом, система социально-педагогического и психологического сопровождения приемных семей обширна и разнообразна. Разрабатываются новые научные подходы и концепции к решению проблем приемных семей. Однако самая лучшая и мудрая концепция не поможет, если ее не оживят, не пропустят через свой опыт исполнители-практики. Во многом успех работы с приемной семьей будет зависеть от налаживания системы взаимодействия всех служб, осуществляющих сопровождение замещающей семьи, а также от информированности приемных родителей о значимости социально-педагогического сопровождения процесса воспитания ребенка в их, приемной семье, и готовности принять эту помощь и оказать содействие. Только тогда, при условии взаимного сотрудничества, станет возможным эффективное воспитание ребенка в приемной семье.

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований

         Отечественными учеными проводятся фундаментальные исследования по сопровождению замещающих семей.

         Авторским коллективом (Поспелова Н.С., Дмитриева О.А., Головнева О.С.) в 2010 году разработано пособие: методические рекомендации для специалистов органов управления образования, социально-педагогических и детских интернатных учреждений «Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа», которые эффективно используются в педагогической практике специалистов по созданию и сопровождению замещающих семей.

Пособие издано под грифом национального центра усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

         Авторским коллективом Национального центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь (Поспелова Н.С., Свибович И.А., Шех Н.Е.) в 2009 году разработана «Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей» и пособие «Профессиональная подготовка приемных родителей и родителей-воспитателей» для специалистов органов охраны детства, социально-педагогических и детских интернатных учреждений. В пособии представлено пошаговое содержание программы подготовки, выделены условия и средства социально-педагогического и правового сопровождения профессиональных приемных родителей.

         Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета проведено национальное исследование института приемной семьи и государственной политики в области развития и поддержки профессиональной замещающей семьи в Республике Беларусь в 2009 году. На основании полученных социологических данных разработаны рекомендации по совершенствованию организации, функционирования, сопровождения приемной семьи.

С целью разработки научно-методического обеспечения деятельности специалистов, осуществляющих сопровождение профессиональных замещающих семей, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа» по заказу Министерства образования Республики Беларусь (номер государственной регистрации 2014076) представителями учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» совместно с учреждением «Национальный центр усыновления министерства образования Республики Беларусь» в 2014-2015 году проводилось исследование. В соответствии с целями исследования был разработан опросник «Права и обязанности замещающих родителей». В него вошли 29 высказываний, касающихся основных моментов организации деятельности профессиональной замещающей семьи: её создания, принятия детей на воспитание, определения способов воспитания, получения оплаты за труд, реализации отпуска и др. Перечень высказываний был составлен на основании мнения экспертов, путём анализа вопросов, по которым чаще других возникают противоречия между профессиональными замещающими родителями и специалистами, осуществляющими сопровождения приёмных семей. В исследовании приняло участие 45 приёмных родителей и 33 специалиста (педагоги социальные, педагоги-психологи, специалисты органов опеки), осуществляющих свою деятельность в разных регионах республики. Можно отметить, что заполнение опросника вызвало определённые трудности у обеих профессиональных групп. Это проявилось в наличии ряда не заполненных или частично заполненных анкет (16% – приёмных родителей и 22 % специалистов).

          При сравнительном анализе ответов разных категорий респондентов был выявлен ряд существенных противоречий, присутствующих в представлениях о правах и обязанностях приёмных родителей у изученных профессиональных групп, а также отмечена низкая информированность обеих категорий по многим вопросам осуществления профессиональной семейной замещающей заботы: большинство приёмных родителей считают, что могут самостоятельно решать вопрос о составе своей приёмной семьи – 52% (численность детей, сроки и очерёдность приёма и др.), в то время как это не соответствует истине, хотя ряд специалистов их и поддерживает – 16 %; большинство приёмных родителей считают возможным нарушить территориальный принцип комплектования семьи – 75%, что также не рекомендуется, среди специалистов таких – 38%; большинство приёмных родителей самостоятельно определяют способы воспитания детей – 85%, с чем согласны 60% специалистов, хоть это высказывание и не является истинным; приёмные родители воспринимают себя опекунами 88%, что не соответствует истине и др. На основании проведенных исследований сделаны выводы:

1.Существуют существенные противоречия по ряду вопросов деятельности профессиональных замещающих семей между приёмными родителями и сопровождающими специалистами, что порождает конфликтные ситуации во взаимодействии.

2.Необходимо развивать специализацию в русле организации деятельности профессиональных замещающих семей с целью типизации решаемых ими задач (срок и перспективы пребывания ребёнка в семье, особые потребности, возраст и др.).

3.Необходимо четкое разделение родительских функций в контексте деятельности профессиональной замещающей семьи между тремя заинтересованными сторонами: кровными родителями, государством, замещающими родителями, на уровне нормативных документов и моделей сопровождения.

Во многих социально-педагогических центрах Республики Беларусь разработаны и внедряются в практику программы и модели работы с приемными семьями. В научных изданиях и средствах массовой информации периодически подводятся итоги, и осуществляется анализ проводимой работы.

В последние годы в Беларуси активно развиваются новые формы устройства детей на воспитание в профессиональные замещающие семьи. Организация деятельности приёмных семей основана на ряде нормативных документов «Положение о приёмной семье», «Положение о детском доме семейного типа» и др., в них в целом также прописаны различные аспекты сопровождения данной деятельности различными специалистами, которые успешно используются в педагогической практике.

Основная идея проекта

Реализация данного проекта даст возможность специалистам охраны детства, педагогическим работникам и замещающим родителям повысить свою профессиональную компетенцию, что будет способствовать эффективному формированию социализации воспитанника замещающей семьи

Предполагаемая модель работы включает: 

  • повышение профессионального уровня замещающих родителей;
  • повышение профессионального уровня педагогических работников, осуществляющих работу по сопровождению семей;
  • социокультурную интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;  
  • формирование позитивного общественного мнения о значимости функционирования института замещающей семьи;
  • повышение престижа работы замещающих родителей;
  • мотивацию специалистов, работающих с замещающей семьей к  постоянному самообразованию.

         В рамках реализации проекта необходимо:

  • обучение педагогов использованию ресурсов сети Интернет  в образовательном процессе для участия  в работе сетевого сообщества;
  • создание виртуальной школы компьютерной грамотности для участников проекта;
  • создание сетевого сообщества  для участников образовательного процесса, осуществляющих работу по сопровождению приёмных семей и ДДСТ, и замещающих родителей;
  • разработка интерактивной игры по созданию «Книги жизни»;
  • осуществление онлайн-консультирования;
  • создание видеотеки замещающих семей;
  • размещение онлайн-тестов для родителей и детей;
  • создание электронной библиотеки в процессе реализации проекта.

Факторы риска:

- недостаточное материально-техническое обеспечение: недостаточное количество модемов, персональных компьютеров у участников проекта;

недостаточное финансовое обеспечение;

- ограниченность времени работы в Интернет-сети педагогического коллектива учреждений образования;

- недостаточный уровень владения некоторых участников проекта информационно-коммуникационными технологиями.

Всё это может негативно сказаться на результатах реализуемого проекта. С целью устранения факторов риска необходимо: обеспечение участников проекта персональными компьютерами с выходом в Интернет-сеть; использование педагогами учреждений образования времени, предназначенного для организационно-методической работы в методический день, для работы в Интернет-сети; создание школы компьютерной грамотности.

Ожидаемые результаты внедрения модели

В процессе реализации данного инновационного проекта будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия специалистов социально-педагогического центра, учреждений образования района и замещающих родителей по сопровождению приемных родителей, родителей-воспитателей на основе использования информационно-коммуникационных технологий, которая будет обеспечивать эффективное воспитание ребенка в приемной семье.

Реализация цели инновационного проекта на основе использования информационно-коммуникационных технологий будет содействовать повышению продуктивности взаимодействия в системе работы учреждений образования, осуществляющих сопровождение замещающих семей через формирование следующих профессиональных компетенций в области сопровождения замещающих семей:

  •  готовность к рациональному оперированию имеющейся нормативной правовой базой в процессе организации комплексного сопровождения замещающих семей;
  •  способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
  •  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в профессиональной деятельности;
  •  способность к рациональному выбору различных технологий, направленных на решение актуальных проблем замещающей семьи;
  •  готовность применять различные технологии диагностики воспитательного потенциала и их психологической совместимости с ребенком при помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью;
  •  повышение профессиональной компетенции замещающих родителей, способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы детей и всей семьи;
  •  положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития);
  •  удовлетворенность ребенка и замещающей семьи;
  •  уменьшение возвратов детей из приемных семей;
  • увеличение  охвата  населения  информацией  о  положительном  опыте

семейного воспитания;

  •  создание благоприятных условий  для успешного развития замещающей семьи, социокультурной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество.

Критерии и показатели эффективной реализации проекта

Критерии

Показатели

Повышение профессионального уровня педагогов, сопровождающих замещающие семьи

-способность педагога оперативно решать профессиональные задачи в профессионально-педагогической деятельности по сопровождению замещающих семей с использованием современных средств и методов информационно-коммуникационных технологий;

-повышение уровня педагогической компетентности посредством обмена опытом через Интернет-ресурсы

Повышение профессионального уровня замещающих родителей

-владение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-значимых личностных качеств, способов, приемов реализации педагогической деятельности, обеспечивающих эффективное воспитание детей-сирот в профессионально-замещающей семье;

-устойчивая положительная профессионально-педагогическая мотивация

Социокультурная интеграция приемных детей  в общество

-уровень адаптивности в замещающей семье;

-степень общения со сверстниками, взрослыми;

-степень жизненного самоопределения;

- последующая социальная мобильность

Повышение престижа работы замещающих родителей

-формирование позитивного общественного мнения о значимости функционирования института замещающей семьи;

-позиционирование положительного опыта работы функционирующих приёмных семей

Оптимизация жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-обеспечение 100% устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи;

- перевод семей из категории «приемных» в категорию «усыновителей»

Кадровое обеспечение проекта

        В проекте будут принимать участие методист отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома, курирующий сопровождение замещающих семей, инженер-программист отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома, администрация и педагогический коллектив учреждения образования «Речицкий государственный социально-педагогический центр»:

- директор учреждения образования;

- заместитель директора по воспитательно-реабилитационной работе;

- педагоги-психологи (2);

- педагог социальный (1).

В рамках инновационной деятельности будет налажено сотрудничество:

- с приемными родителями и родителями-воспитателями;

- с администрациями и педагогическими коллективами учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются дети, имеющие статус сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками приемных семей и детских домов семейного типа.

Для реализации проекта будут задействованы материально-технические базы данных учебных заведений.

Материально-техническое обеспечение:

  • отдельный компьютер с выходом в Интернет у всех участников проекта;
  • оргтехника учреждений образования;
  • комплект электронных презентаций;
  • помещение, оснащённое презентационной техникой.

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта   

         Финансирование реализации инновационного проекта будет осуществляться из средств республиканского бюджета; спонсорских средств.

Список литературы: 

  

1.     Благодарова,  Н.К.  Воспитание  подростков  в  приемной  семье:  опыт приемного родителя / Н.К. Благодарова; М-во образования Респ. Беларусь, НЦУ. – Минск, 2014. – 44 с.

2.     Дмитриева, О.А. Усыновление ребенка из приемной семьи: рекомендации специалистам,  усыновителям  и  приемным  родителям  /  О.А.Дмитриева, О.С.Головнева, Н.С.Поспелова. – Минск :Донарит, 2014. – 29 с.

3.     Дмитриева,  О.,  Медникова,  Е.,  Поспелова,  Н.  Об  организации  встреч приемного  ребенка  с  родственниками  /  О.Дмитриева,  Е.Медникова, Н.Поспелова // Домой! – 2014. – март. – С. 8.

4.     Дмитриева,  О.,  Медникова,  Е.,  Поспелова,  Н.  Приемную  семью  нужно сопровождать, а не проверять / О.Дмитриева, Е.Медникова, Н.Поспелова // Домой! – 2014. – апрель. – С. 6.

5. Дмитриева,  О.,  Медникова, Е.,  Поспелова,  Н.  Специалисты  –  разные, требования  одинаковые.  Не  наоборот!  /  О.Дмитриева,  Е.Медникова, Н.Поспелова // Домой! – 2014. – май. – С. 8.

6. Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 № 73-З "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями и дополнениями от ноября 2013 года

7. Захарова,  Ж.А.  Формирование  социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей)  / В.М. Басова, Ж.А. Захарова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. – 101 с.

8.      Захарова, Ж.А. Замещающая семья / Ж.А. Захарова, И.И. Осипова /

Под общ.ред. Э.А. Манукян. – М. : Полиграф сервис, 2005. – 112 с.

9.      Захарова,  Ж.А.  Основные  направления  деятельности  службы

сопровождения  замещающих  семей  [текст]  /  Ж.А.Захарова  //  Семья  для ребенка: сборник научно-методических  статей / Под ред. Н.М. Драчниковой, Ж.А. Захаровой. – Кострома : Эксперт-ЕГЭ, 2006. – С.17-31

10.    Захарова,  Ж.А.  Социально-педагогическое  сопровождение

воспитания приемного ребенка в замещающей семье  / Ж.А.Захарова.  – Кострома : Авантитул, 2009. – 265 с.

11.    Захарова,  Ж.А.  Социально-педагогическое  сопровождение  процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье :  автореф. дисс. Доктора пед. наук : 19.00.07. / Ж.А. Захарова. – Кострома, 2009. – 24 с.

12.    Зенина, О.И. Психологическое сопровождение семьи / О.И. Зенина //

Социальная работа. – 2008. – №6. – С. 25-29.

13.    Кодекс  Республики  Беларусь  о  браке  и  семье:  принят  Палатой

представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999г.: с изм. и доп. по состоянию на 25 июля 2012 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 160с

14.    Казакова,  Е.П.  Система  комплексного  сопровождения  ребенка:  от

концепции к практике / Е.П. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб. : Питер, 1998. – С. 4-6. 15.Комплексное  сопровождение  и  коррекция  развития  детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. – СПб. : Питер, 2000. – 256 с.

16.    Котова, Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству :  автореф. дисс канд. психол. наук. : 19.00.05 / Т.Е. Котова. – Ярославль, 2011. – 25 с.

17.    Курбацкий,  И.Н.  Педагогическое  и  правовое  толкование  термина

«приемная семья» / И.Н. Курбацкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 35–40.

18. Лупекина, Е.А. Идентификация детей с родителями в приёмной семье  : дисс . канд. психол. наук : 19.00.05 /  Е.А. Лупекина ; Белорус. гос. пед. ун-т.–Гомель, 2008. – 137 с.

19.    Маглыш,  В.А.  К  проблеме  психологических  критериев  подбора

усыновителей / В.А. Маглыш // Псiхалогія. – 2005. – № 2. – С. 25–37.

20.    Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В. Мартынова, В.А. Маглыш. – Минск : Пачатковая школа, 2008. – 151 с.

21.    Методические  рекомендации  по  подготовке  и  сопровождению

замещающих семей / Под ред. Смыкало Л.В. –  СПб. : Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи – детям», 2010. – 201 с.

22.    Ослон,  В.Н.  Замещающая  профессиональная  семья  как  одна  из

моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н.Ослон, А.Б.Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 79-90.

23.    Ослон,  В.Н.  Психологическое  сопровождение  замещающей

профессиональной  семьи  /  В.Н.  Ослон,  А.Б.Холмогорова  //  Вопросы

психологии. – 2001. - № 4. – С. 39-52.

24.    Ослон,  В.Н.  Жизнеустройство  детей-сирот:  профессиональная

замещающая семья / В.Н. Ослон. – М. : Генезис, 2006. – 366 с.

25.    Пичугина  (Капилина),  М.В.  Методические  рекомендации  по

реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей / М.В. Пичугина (Капилина), Т.Д. Панюшева. –  М. : АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.

26.    Положение о приемной семье : постановление Совета Министров Респ.Беларусь, 28 октября 1999 г.,  № 1678, в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь, 17 июля 2012 г., № 659 // Эталон –  Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

27.    Положение  о  детском  доме  семейного  типа  :  постановление  Совета МинистровРесп. Беларусь, 28 февраля 2006 г., № 289 //  Эталон –  Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

28.    Положение  о  порядке  передачи  детей  на  усыновление  (удочерение)  и  осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь :  постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28  февр.,  2006 г., № 290  // Эталон –  Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

29.    Порядок отбора кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели и сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа: метод.

рекомендации / сост. Н.С. Поспелова, О.А. Дмитриева, О.С. Головнева. – Мн. : ЮНИСЕФ, 2010. – 143 с.

30.    Поспелова, Н.С. Профессиональная подготовка приемных родителей и родителей-воспитателей. Примерные конспекты занятий / Н.С. Поспелова, И.А.  Свибович, Н.Е. Шех. – Минск : «ВИЗА групп», 2010. – 295 с.

31.    Поспелова,  Н.С.  Знакомство  с  ребенком,  которому  нужна  семья  : рекомендации специалистам и желающим принять на воспитание ребенка / Н.С.Поспелова, О.В.Волошина, Н.М.Зандарович. – Минск : Донарит, 2014. – 37 с.

32.Поспелова, Н. «Легкий» хлеб приемного родителя / Н.С.Поспелова  //

Диалог – 2014. – № 2. – С. 16–21.

33.    Поспелова,  Н.  Сопровождение  приемных  семей:  реальность  и

представления / Н.С.Поспелова // Диалог – 2014. – № 4. – С. 12– 15.

34.Поспелова, Н. Меряя идеалами материнства и детства / Н.С.Поспелова // Диалог – 2013. – № 5. – С. 22– 27.

35.    Поспелова, Н. Работаем по-разному / Н.Поспелова // Домой! –  2014.  – апр. – С. 11

36.    Прихожан,  А.М.  Психология  сиротства.  3-е  изд.  /  Прихожан,  А.М.; Толстых, Н.Н. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

37.    Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для специалистов / Л.М. Шипицина [и др.]; под общ. ред.Л.М. Шипициной. – М. : Владос, 2003. – 528с.

38.    Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание : пособие для замещающих родителей / Дет. фонд ООН (ЮНИСЕФ) ; сост. Г.И. Руденкова [и др.]. – Минск : Дизапресс, 2003. – 71 с.

39.    Семья,  Г.В.  Методические  материалы  к  курсу  «Социально-психологические  и  организационные  основы  работы  с  приемными  и патронатными  семьями»  /  Г.В.  Семья  ;  Ин-т  повышения  квалификации  и переподгот. пед. кадров при Моск. гос. пед. ун-те. – М. ; Тула, 1999. – 89 с.

40.    Словарь  профессионального  замещающего  родителя  (приёмного

родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа) / сост. Буняева Е.Н., Волошина О.В., Поспелова Н.С. – Минск: «В.И.З.А.ГРУПП», 2010. – 311 с.

41.    Служба  сопровождения  семьи  и  ребенка:  инновационный  опыт:

метод. сборник / В.М. Соколов [и др.];  под. общ. ред. В.М. Соколова. –

Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.

42.    Социально-педагогическое сопровождение приёмной семьи: учеб.-метод.пособие / В.В.Мартынова [и др.]. – Минск: ОДО Тонпик, 2004. – 240 с.

43.    Усыновление  ребенка  из  приемной  семьи:  реком.  специалистам,

приемным  родителям  и  усыновителям  /  О.А.Дмитриева,  Н.С.Поспелова, О.С.Головнева. – Минск, Нац. центр усыновления, 2014. – 29 с.

44. Хрусталькова, Н.А. Организационно–педагогическая работа социальных педагогов с профессионально–замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. –  № 6. – С. 80-100.

45.    Хрусталькова,  Н.А.  Система  комплексного  сопровождения профессионально-замещающей семьи / Н.А.  Хрусталькова //  Педагогика. – 2007. – № 2.– С. 52-58.

46.    Хрусталькова,  Н.А.  Организация  педагогической  деятельности

социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей / Н.А.

Хрусталькова. – Пенза : Атари, 2008. – 136 с.

47.    Шайдо,  Т.Н.  Сопровождение  замещающих  семей  /  Т.Н.  Шайдо  //

Социальная работа. – 2008. – №5. – С.42-43.

48. Швецова, М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография. / М.Н.Швецова – М.: МПГУ, 2013. – 188 с. - С. 140-148.

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.