Реализация инновационного проекта «Внедрение модели социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей-воспитателей) на основе использования информационно-коммуникационных технологий»
В целях реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье, государственное учреждение образования «Речицкий социально-педагогический центр» осуществляет свою деятельность по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей.
Основной функцией любой семьи является воспитание и социальная адаптация детей в обществе и окружающем мире. Наша цель - оказать комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, содействовать успешной адаптации приемного ребенка в семье, а также предотвратить повторное сиротство, т.е. возврат ребенка в государственное учреждение.
На сегодняшний день в Речицком районе функционируют 43 приёмные семьи и 2 детских дома семейного типа, в которых воспитываются 80 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 27% замещающих семей проживают в городе, а 73 % - в сельских населённых пунктах. Эффективность взаимодействия при сопровождении замещающих семей в системе работы учреждений образования снижается по причине существенной территориальной удаленности разных учреждений образования.
В целях организации эффективного сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышения профессиональной компетентности приёмных родителей и специалистов учреждений образования, осуществляющих сопровождение замещающих семей, в государственном учреждении образования «Речицкий социально-педагогический центр» реализован проект по внедрению модели социально-педагогической поддержки приемных родителей (родителей-воспитателей) на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Проделанная работа в рамках проекта |
Результат |
Практическое применение |
1. Изучение нормативных документов, теоретического материала по использованию информационно-коммуникационных технологий в ходе сопровождения замещающих семей. |
1. Разработан инновационный проект, программа и календарный план |
|
2.Отбор и диагностика функциональной готовности и мотивации участников проекта из числа приемных родителей к инновационной деятельности. |
1.Отобрано 20 человек из числа приемных родителей, желающих участвовать в проекте с целью повышения своей профессиональной компетентности в рамках использования ИКТ. |
1. Использование ИКТ в работе приемных родителей может осуществляться только с теми работниками, которые имеют достаточно сильную мотивацию и настроены на профессиональное и личностное саморазвитие. |
3.Создание материально-технической и методической базы для реализации проекта. |
1.Организована работа высокоскоростного Интернета. 2. Обеспечение специалистов-участников проекта отдельным компьютером с выходом в Интернет. 3. Оборудован специальный конференц-зал с необходимым техническим оснащением. 4. Создание на официальном сайте учреждения раздела по инновационной деятельности. |
|
4. Организация и проведение практических занятий в школе компьютерной грамотности с применением технологического оборудования в конференц-зале по обучению приемных родителей и повышению их уровня владения компьютерной техникой, пользования ресурсами сети Интернет. В проведении занятий принимал активное участие специалист-волонтёр Рай В.Н. |
1. Слушатели школы компьютерной грамотности усовершенствовали навыки работы с ПК. 2. Приемные родители из числа участников проекта завели электронную почту и научились пользоваться данным ресурсом. На электронную почту приёмных родителей регулярно осуществляется рассылка методических материалов. Данный ресурс активно используется участниками реализации планов развития приёмных семей, детских домов семейного типа. 3. Участники проекта создали аккаунты в социальной сети «ВКонтакте» и зарегистрировались в группе «Приемные семьи Речицы и района». В группе осуществляется рекламная кампания по поиску кандидатов в замещающие родители, просвещение общества о функционировании замещающих семей. Размещается актуальная информация с учётом запросов замещающих семей на страницах виртуального сообщества, даются ответы на вопросы приемных родителей, других участников проекта в онлайн режиме. 4. Создана и функционирует группа «Приемные семьи» в мобильном приложении «VIBER». На данный момент группа регулярно администрируется и развивается, а работа в приложении «VIBER» носит рабочий повседневный характер. 5. Приёмные родители научились создавать презентации в программе «PowerPоint». Презентации опыта некоторых приемных семей, приуроченные к Международному дню семьи, размещены на сайте СПЦ. На сегодняшний день они используется в рамках проведения МО приемных родителей. 6. Научились пользоваться программой «SKYPE». |
1. Регулярное использование информационных технологий в деятельности по самообразованию, воспитанию и развитию приёмных детей. 2. Осуществление методической рассылки по актуальным вопросам воспитания и развития детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на электронную почту приемных родителей и учреждений образования. Осуществление взаимодействия специалистов СПЦ, учреждений образования и приёмных родителей в разработке и реализации планов развития приёмных семей, детских домов семейного типа. 3. Участие в группе позволяет замещающим родителям и специалистам, их сопровождающих, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Преимущества сетевого сообщества: - единое информационное пространство, доступное для каждого члена сообщества; - формальное и неформальное общения на профессиональные темы; - информационная и методическая поддержка приёмных родителей; - распространение положительного опыта работы приёмных семей; - поддержка новых образовательных и воспитательных инициатив. 4. Оперативный обмен информацией между приемными родителями, их детьми, курирующими организациями в рамках обмена профессионально-значимой информацией, организацией общественных мероприятий (концертов, патриотических акций, конкурсов и др.), 5. Демонстрация достижений приемной семьи используется, как одна из отчетных форм их профессиональной деятельности. |
5. Организация работы онлайн-кабинета психологической и социально-педагогической помощи для приёмных родителей и их воспитанников посредством использования программы «SKYPE». |
1. Проведено 5 групповых, и 7 индивидуальных консультаций. 2. Осуществлен избирательный мониторинг 4 отдаленно проживающих приёмных семей. |
1. Возможность в онлайн режиме осуществлять непосредственный мониторинг отдаленно проживающих приемных семей, а также семей, нуждающихся в экстренной консультативной помощи, проводить онлайн консультирование соответствующими специалистами. |
6. Проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, тренингов. |
1. Проведен семинар-практикум на тему: «Использование ресурсов сети для участия в работе сетевого сообщества» 2. Проведено 5 онлайн семинаров-практикумов по следующим темам: «Предупреждение семейного насилия по отношению к несовершеннолетним», «Предупреждение деструктивного поведения несовершеннолетних», «Социализация воспитанников замещающих семей. Педагогические методы и приёмы поддержания дисциплины в семейном воспитании. Социальное закаливание», «Права детей в Республике Беларусь. Права и обязанности профессиональных замещающих родителей», «Роль приемного родителя в психологической реабилитации воспитанников из замещающей семьи». |
1. Повышение профессиональной компетенции замещающих родителей. 2. Повышение профессионального уровня педагогических работников, осуществляющих работу по сопровождению замещающих семей. |
7. Размещение на сайте учреждения онлайн-тестов для родителей. |
1. Онлайн тестирование помогает всем желающим замещающим родителям изучить свои некоторые личностные и профессиональные качества. |
1. Осуществление онлайн тестирования даёт возможность проведения процедуры в режиме реального времени в любой точке, где есть доступ к сети Интернет, проведения массовых тестирований, позволяет мгновенно обработать результаты. |
8. Организация проведения психологической и социально-педагогической диагностики приемных детей с последующим анализом результатов специалистом СПЦ и онлайн консультированием либо непосредственным консультированием на базе СПЦ. |
1. Проведена диагностика учащихся 9-х и 11-х классов из числа приёмных детей по вопросам профориентации. |
1. Диагностика приемных детей, обучающихся в ГУО, где нет ставки педагога – психолога, а также проживающих в отдалённых населённых пунктах. |
9. Создание медиатеки замещающих семей. |
1. Создано 18 презентаций и фотоальбомов замещающих семей. Видео и мультимедийные презентации, освещающие работу приемных родителей можно посмотреть на сайте СПЦ в специальном разделе. В настоящее время в рамках популяризации института приемной семьи планируется создание фильма о работе замещающих семей города и района. |
1. Мотивация приемных родителей на достижение профессиональных успехов. 2. Популяризация института приемной семьи в городе и районе. 3. Формирование позитивного общественного мнения о значимости функционирования института замещающей семьи; 4. Повышение престижа работы замещающих родителей; |
10. Создание электронной версии «Книги жизни» приёмных детей. |
1. Созданы несколько электронных версий «Книги жизни» для демонстрации замещающим родителям и детям в качестве образца. Так как современные дети больше времени проводят именно за компьютером, работа по созданию электронной версии «Книги жизни» станет для них более привлекательной и интересной. |
1. Работа над Книгой Жизни помогает упорядочить события, визуализировать их – тем самым сделать их более понятными и помочь ребенку справится с сильными эмоциями, которые они вызывают. 2. «Книга жизни» предназначена для того, чтобы восстановить хронологию жизни ребенка, сохранить позитивную информацию о семье ребенка и событиях прошлого и помочь справиться с негативной информацией. Совместное создание «Книги жизни» ребенком и его близкими взрослыми помогает сформировать у ребенка целостное представление о себе и принятие своего жизненного пути. |
11. Организация работы по созданию электронной библиотеки по вопросам социально-педагогической помощи и психологической поддержки приемных родителей, родителей-воспитателей. |
1. Изучены запросы замещающих семей с целью размещения наиболее актуальной информации. 2. На сегодняшний день электронные версии книг размещаются на страницах виртуального сообщества «Приемные семьи Речицы и района», а также на сайте учреждения образования. |
1. Доступность получения интересующей информации. 2. Способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы детей и всей семьи. |
Подходя к завершающей стадии реализации данного проекта, можно сделать вывод, что с выбором его темы и содержанием мы не ошиблись. Осуществлённый комплекс мероприятий в рамках реализации проекта помог значительно повысить уровень работы специалистов по сопровождению замещающих семей.
У участников проекта появилась устойчивая положительная профессионально-педагогическая мотивация. Результаты повторной диагностики функциональной готовности и мотивации участников проекта указывают на положительную динамику использования ИКТ приёмными родителями-участниками проекта: достаточно уверенно используют инновационные технологии для самообразования и связи со специалистами, осуществляющими сопровождение приёмных семей, 90% приёмных родителей, родителей-воспитателей (в начале реализации проекта таковых было лишь 32%); 7% делают это время от времени (было 60%), предпочитая старые способы взаимодействия; 3% практически не используют навыки, полученные в ходе занятий в школе компьютерной грамотности, однако выражают уверенность в том, что они будут продолжать участвовать в проекте, как и остальные участники.
Подтверждением повышения уровня владения ПК является создание приемными родителями совместно с их воспитанниками информационного продукта в виде мультимедийных презентаций приемных семей и ДДСТ, видеороликов о их жизни и творчестве, которые можно увидеть на нашем сайте в соответствующем разделе.
По мере реализации инновационного проекта активно развивалась работа специальной группы в социальной сети «ВКонтакте» «Приёмные семьи Речицы и района», существенно увеличилось количество подписчиков в данном сетевом сообществе с 46 до 62 человек.
Благодаря планомерной и целенаправленной работе по реализации проекта 85% приёмных родителей-участников проекта пришли к выводу, что использование информационных технологий делает их работу более увлекательной, а это значит, что ступенька под названием ИКТ, кажущаяся многим родителям на начальном этапе непреодолимой, покорена, и они готовы к новым достижениям и свершениям.