Памятка педагогу
о разрешении конфликта между детьми и предотвращении буллинга
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.
Стратегия поведения в конфликте:
Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- после утвердительного высказывания - держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Техника позитивных сообщений:
1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).
3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.
БУЛЛИНГ
Главная проблема современного общества — это агрессия и буллинг в учреждении образования. Агрессивно настроенные лидеры коллектива позволяют себе применять по отношению к сверстникам физическую силу, унижения и психологическое давление.
Согласно статистике, каждый десятый учащийся подвергается насилию и с каждым годом показатель жертв увеличивается. Средства массовой информации все чаще говорят о жестоких детях, в социальных сетях появляются видеоролики с избиением детей. Недопустимо отмалчиваться и закрывать глаза на происходящее. Молчание и бездействие общества порождает жестокость детей, которая со временем переходит черту дозволенности, приводит к гибели молодежи.
Классификация буллинга
Психологи выделяют следующие виды запугивания и травли в учреждениях образования:
Физическое насилие, которое проявляется в побоях или сексуальных домогательствах. Вербальная угроза причиняет боль путем насмешек, угроз и унижений.
Кибербуллинг это преследования посредством средств массовой информации, интернет сетей и может привести к суициду. Данный вид буллинга считается довольно скрытым по своей характеристике, но самым страшным.
Сценарий, где дети встают свидетелями жестоко поведения сверстников, подразумевает три категории – жертва, агрессор и наблюдатели. Жертвами становятся неуверенные в себе и слабые дети. Агрессор выступает как дикий зверь, который хочет утвердиться и поднять свою самооценку за счет других людей. Такие дети воспитываются в неблагополучных семьях и стремятся к доминированию. Наблюдатели составляют большую часть учебного коллектива, которые с интересом наблюдают за происходящим. Они могут снимать на видеокамеру жестокие действия, быть сторонниками любой стороны конфликта.
Психологическую травму получает каждый участник сложившейся ситуации. Утверждение личностного «Я» агрессора со временем приводит в инспекцию по делам несовершеннолетних. Наблюдатель долгое время испытывает чувство вины, что не смог остановить конфликт. Жертва всегда будет испытывать ощущения ужаса, беспомощности и эмоциональной опустошенности.
Ребенок, попавший в ситуацию жестокого насилия со стороны сверстников, никогда не обращается за помощью к родителям или близким людям. Это связано с тем, что он боится казаться слабым в глазах своей семьи. Постепенно он начинает стыдиться себя, приходит к мнению, что он не такой, как все и это достойное решение быть униженным.
Как защитить ребенка от агрессии сверстников. Задача каждого родителя быть внимательным к личной жизни ребенка, проявлять интерес к его увлечениям и друзьям, чувствовать эмоциональное состояние сына или дочери.
Если ребенок попал в ситуацию травли сверстников необходимо:
- Помочь ребенку не реагировать на агрессию, научить действовать спокойно, не провоцируя обидчика.
- Умение достойно ответить на слова обидчика, поставить его в неловкое положение и прочувствовать свое психологическое превосходство поможет ребенку избежать стресса и травмы.
- Уверенность в своих силах, твердая самооценка, понимание своих достоинств и преимуществ, сформирует портрет личности.