Профилактика всего или мы – это и есть наш мозг.
Все мы разные. Однако в чем заключается эта непохожесть, определяющая нашу судьбу: личные и профессиональные успехи, неудачи, специфику переживаний и восприятий мира, склонность к позитиву или негативу, развитию тех или иных расстройств?
Оказывается все дело в мозге, вернее особенностях его индивидуального строения и функций.
Известно, что в головном мозге человека ученые выделяют множества структур, отвечающих за решение организмом тех или иных задач, которые сложным образом объединены в одну систему, однако носят определённую функциональную автономность. Оказалось, что эти структуры крайне вариабельны у разных людей.
Например, такое образование, как гиппокамп, отвечающее за механизмы памяти в отношении сравнения наличной и следовой информации, эмоциональность и др., может разниться у людей по объему в 3 раза.
Далее, миндалевидное тело, ответственное за эмоциональную память, мотивации, проявления агрессии, страха и сексуальности, имеет различия по объему у разных людей в 2-2,5 раза. Удивительно, но данные различия никак не связаны с общим объемом мозга, т.е. в маленьком мозге могут быть большие структуры, а в большом маленькие.
Еще один занимательный пример. Хабенула (поводок), активность этого крохотного участка мозга оказывает серьезное влияние на возникновение зависимостей и депрессии. Причем, сниженная активность нейронов хабенулы приводит к запуску поведения, связанного с поиском психотропного вещества (алкоголь, наркотики), а вот обратная ситуация возникает при депрессии.
Характерная для нее ангедония (не способность испытывать удовольствие), усталость и пассивность сопровождаются увеличенной активностью хабенулярных нейронов. Понятно, что и размеры этого образования и функциональная активность у людей крайне вариабельны.
Приведенные примеры затрагивают древние структуры мозга, которые связаны в большей мере с его энергетикой и эмоциональной адаптивностью. Однако когда дело касается коры мозга, т.е. того образования, которое делает нас людьми (ведь именно кора отвечает за мышление, интеллект, творчество, соблюдение социальных норм, особенности проявления характера и т.п.), различия становятся гораздо более впечатляющими.
По данным еще советских исследователей разница в структурной организации коры может различаться в десятки раз. Т.е. , например, у человека количество нейронов, отвечающих за комплексную обработку зрительного сигнала больше чем у другого в 10 раз. Это значит, что он воспринимает и анализирует зрительную информацию в 10 раз лучше: четче, ярче, глубже, распознает больше оттенков и т.п., только потому, что ему досталось такое богатство.
Подобные различия установлены практически для всех структур мозга. И это исследования, проведенные на выборке всего в несколько десятков человек. Можно представить, какая разница обнаружится, если изучить хотя бы несколько сотен образцов мозга. Теперь понятны биологические основы поговорок: «О вкусах не спорят» или «Что русскому хорошо, то немцу — смерть».
Поэтому закономерно, что мы будем иметь в обществе как крайне агрессивных, так и крайне миролюбивых людей, а также их переходные формы; отличающихся хорошим запоминанием и обучаемостью, и так называемых «недалеких» и «середнячков» при всем том, что они прошли сходное обучение и воспитание.
Также можно наблюдать вечно счастливых и работоспособных сангвиников и их антиподов - подавленных и вялых меланхоликов. Ясно, что последним нужен особый режим труда и отдыха, ибо «износ мозга» (астенизация) у них происходит быстрее, а вот первые и до 80-ти лет могут быть весьма работоспособны.
В завершении, уместно вспомнить, что к катастрофически разным детским и юношеским мозгам предъявляются практически одинаковые педагогические требования, что ведет к неуспеваемости, проблемам в поведении, а зачастую к невротизации детей. По данным российских исследователей 50 % студентов, прошедших обучение в ВУЗах имеют невротические выраженные расстройства и эта тенденция в последние годы только увеличивается.
К сожалению, следует констатировать, что развить можно только то, что имеется в наличии, и чем этого больше, тем большее развитие получит та или иная функция. Думается, многие родители и педагоги подтвердят последнее высказывание, исходя из собственного опыта, а прочитавшие статью задумаются о том, насколько важно прислушиваться к себе, что бы быть в гармонии с миром. И здесь на помощь нам могут прийти только знания, прежде всего знания о себе, т.е. о своём мозге.
P.S.: Задать вопрос автору, ознакомится с другими материалами по заявленной проблематике можно в группе vk.com/i.p.pavlov
Психолог СПЦ И.Н. Малиновский